Как избавиться от обиды? Как простить человека и убрать обиду из своего сердца? Мы хотим чувствовать себя более комфортно, поскольку обида субъективно переживается как нечто негативное.  Обидой можно оттолкнуть человека, разорвать с ним контакт. Обида также «разъедает» нас изнутри, если ее нести долгое время. Есть очень простой способ как справляться с собственными обидами. Для этого необходимо понимать суть и смысл обиды. Ниже, я раскрою все секреты и Вы сможете сделать свою жизнь более комфортной не только для себя, но и для окружающих.

Суть обиды

Обида — это замаскированное требование. Обычно, когда мы обижаемся на кого-то, то мы хотим своей обидой сказать другому человеку что он должен был поступить в соответствии с нашими представлениями и ожиданиями. Другими словами, обида — это наша реакция на несоответствие поведения другого человека с нашими идеальными ожиданиями.

Типичная реакция на обиду — это чувство вины и желание быстро все исправить. Поэтому обида — это еще и мощный регулятор социального поведения, эмоция, которой люди манипулируют друг другом.

Условия возникновения обиды

Любая обида возникает при одновременном выполнении трех условий. Причем контекст и содержание ситуации не имеет значения. Условия следующие:

  1. Собеседник поступает в разрез с моими представлениями о том, как ему следует поступать по отношению ко мне.
  2. Я и собеседник находимся в тесной (глубокой) эмоциональной связи.
  3. Я и мой собеседник. Мы с ним на равных.

Собеседник поступает вразрез с моими представлениями о том, как ему следует поступать по отношению ко мне.

Это условие говорит о том, что у нас есть идеальные представления о том, как собеседник должен поступить по отношению к нам в данной конкретной ситуации. Здесь ключевое слово «идеальные», поскольку к реальности это имеет отдаленное отношение.

Другими словами, если строго подойти к нашим требованиям, которые мы предъявляем собеседнику, то они не выполнимы, поскольку нужно учитывать контекст, место, время, желание собеседника, его эмоции, ресурсы и другие факторы, о которых мы не знаем. Попробуйте честно поставить себя на его место и применить данные идеальные представления к себе. Выяснится, что выполнить их невозможно или очень трудно. Это первое.

Второй момент заключается в том, что наш собеседник обладает свободой воли и сам выбирает как ему поступать в той или иной ситуации. Обижаясь на него — мы не принимаем его такую свободу. Разве это справедливо? Вы же хотите быть свободными.

Я и собеседник находимся в тесной (глубокой) эмоциональной связи

Это условие говорит о том, что между мной и собеседником выстроены стабильные отношения. Это не обязательно родственные отношения. Из жизни мы знаем, что не станем обижаться на прохожего, на человека, которого мало знаем. Обычно мы обижаемся на людей, которые для нас что-то значат.

Более того, обижаться можно даже на организацию. Когда лояльные клиенты встречаются с некачественным сервисом, они могут обидеться и уйти в другую компанию.  Такая ситуация возникает, когда клиенты находятся с компанией в определенных долговременных отношениях.

Я и собеседник. Мы с ним на равных.

Это условие не обязательно равенство социальное, финансовое, интеллектуальное. Здесь имеется в виду, что есть какой-то критерий по которому мы равны. Мы не обижаемся на детей или на «дураков», т.е. на тех, кто не ровня нам.

Как перестать обижаться или убрать обиду

Для того, чтобы обида не возникла нужно сделать очень простое действие. Необходимо добиться того, чтобы хотя бы одно из вышеперечисленных условий не возникло. Достаточно одного, чтобы один из пунктов не выполнялся.

Чаще всего, нам легче пересмотреть свои требования к человеку (пункт 1) и признать, что в этой ситуации, в это время, в этом месте и контексте, собеседник не мог или захотел поступить как-то по-другому, и то, требование, которое я прошу — невыполнимо или трудно выполнимо. Пересмотр требований — это некая мысленная активность, которая зависит исключительно от нас, а не от собеседника. И поэтому, обиды — это чисто наш выбор. Мы можем на это влиять.

Некоторые люди делают по-другому, просто убеждают себя, что собеседник с ним не ровня по какому-либо критерию (пункт 3). Этим самым вносится другой смысл и обида исчезает, заменяя собой другим чувством, например, сожалением или разочарованием.

Зная и выполняя это несложное действие, Вы сможете жить без обид или сократить их в своей жизни до минимума.