Некоторые родители считают, что для того, чтобы ребенок начал что-то выполнять, ему достаточно просто сказать. В особенности, это касается новых навыков и умений для ребенка. Родители часто недоумевают: почему, мы столько раз повторяем одно и тоже, а он, ребёнок, не делает? Одна из причин — это неадекватные требования, которые предъявляются ребенку.
Ниже, я покажу это на примерах.

Пример #1
Однажды, я наблюдал такую историю: мама ругалась на девочку, когда та неаккуратно переходила дорогу возле дома. То ли забыла посмотреть по сторонам, когда начала переход, то ли сделала это, не убедившись в безопасности движения.
Мама недоумевала: она столько раз ребенку говорила, что дорогу нужно переходить осторожно, что много машин, что это опасно и все в таком духе.
Мне было непонятно, за что «получает» ребенок? Мама здесь предъявляет неадекватные требования: прежде чем требовать от ребенка чего-то, его нужно сперва научить. И убедившись, что он это умеет делать, потом требовать. Мама девочки упустила тот момент, что ездит с дочкой все время на машине, даже к бабушке в соседний дом.
Она искренне считала, что поговорив, грозно постращав всеми опасностями дорог, девочка научиться правильно их переходить. Слов недостаточно — необходимо учить ребенка, ходить с ним за руку, показывая все на примерах и конкретных ситуациях.

Пример #2
Однажды я забирал свою дочь из школы и был свидетелем такой истории. Некоторые дети любят погулять на детской площадке, полазить на горках, двигаться. Один из мальчиков попросил маму пойти на детскую площадку. Мама согласилась, но потом требовала от сына, чтобы он не бегал, не лазил на горках, ведь он может испачкать свою новую школьную форму. А что делать ребенку? По мнению мамы, он должен сидеть на лавочке спокойно, беречь свою одежду, вообщем, гулять не как ребенок 7-ми лет, а как дедуля на выгуле.

В этой истории мама не подумала о ребенке. Она согласилась на прогулку, но своими запретами сделала ее бесмысленной. Другая сторона дела — учёт возрастных особенностей. Школьнику необходима активность, это обусловлено физиологически. В особенности после школы, когда дети сидят в классах по нескольку часов.

Более адекватная реакция в данном случае — разрешить ребенку прогулку, после того, как он зайдет домой и переоденется, или принять тот факт, что одежду придется стирать.

Пример #3
Одна мама отпустила свою дочь к подруге на полчаса, а потом ругала ее, когда та, вернулась домой гораздо позже.
Выяснилось, что ребенок не понимает, что такое полчаса и даже не носит часов. Интересно, как ребенок должен был выполнить требование мамы, если его не научили пользоваться часами? Что у мамы в голове? Наверное, своя реальность: она отпустила строго на полчаса и ребенок должен как-то соответствовать.

Какие же требования считаются адекватными?

Требование считается адекватным, если оно по возрасту и ребенок может его выполнить, т.е у него хватает знаний, умений, навыков, ресурсов, сформированы предыдущие навыки, которые необходимы для выполнения текущего требования.
Ниже, вы можете пользоваться данным чек-листом критериев.

Чек-лист
«Как проверить требование к ребенку на адекватность?»

[1] Требование должно быть понятным и простым для ребёнка.

[2] То, что я разрешаю или запрещаю, соответствует возрасту ребенка?

Пример #2  — демонстрация такой неадекватности.

[3] То, что я требую от ребенка, может ли он это сделать?

Проверьте, умеет ли он в реальности, а не только в моей голове?
Хватает ли у него знаний, умений, навыков, ресурсов, которые необходимы для выполнения моего требования?

[4] Придется ли то, что я разрешил/разрешила потом запрещать?

Например, мама разрешила ребенку гулять после школы, когда не сделаны уроки. Но когда ребенок не успел их сделать в течение дня и затянул их выполнение до вечера, она поменяла свое решение и запретила.
Зачем разрешать — если придется запрещать? У ребенка не формируется четких границ.

[5] Зависит ли требование от моего настроения?

Если ребенок живет в истории, что сегодня папа добрый, и поэтому что-то «можно», а завтра папа злой и «нельзя». Такие запреты и требования неадекватны. Ребёнок растерян, ему приходится учитывать настроение родителей. Он не должен заниматься настроением родителей, у него что, своих задач нет?

[6] То, что я разрешаю, придется ли это исправлять впоследствии?

Схоже с п.4.
Пример: родители дарят младшему школьнику смартфон. А потом встают перед проблемой зависимости ребенка от телефона.
Сперва «вскормили дракона», а потом всеми силами борются с ним.

Проверяйте себя на адекватность и будьте мудрыми!

В начале своего повествования, я сказал о том, что одних слов недостаточно, чтобы ребенок выполнял разные требования и просьбы. Конечно, найдутся очень много семей, где дети понимают слова. Это признак того, что требования прошли адекватность, и ребенку их выполнить достаточно легко и по силам.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой telegram-канал. Мысли, размышления, комментарии относительно жизни, психологии, воспитания детей.

Читать в Telegram