В обществе гуляет такая идея о том, что воспитывать детей не нужно, что нужно предоставить им свободу и ребенок повзрослев, научиться всему сам, а точнее — жизнь его научит. Подобные взгляды транслируются в информационном пространстве и в том числе от коллег.

Давайте разбираться. Я считаю, что данные идеи очень вредны как для семьи и общества в целом, так и для ребенка в частности. Воспитание — это сложный процесс, который включает в себя собственно образование, формирование ценностей (мировоззрения) и формирование навыков.

А теперь давайте подумаем: если не воспитывать ребенка, то каким образом у него сформируются навыки и какие ценности он возьмет во взрослую жизнь? Те, которые предоставит улица или телевизор? Многие люди недооценивают влияние внешней среды. Им кажется, что это какой-то фактор, которому можно противостоять в любой момент. Однако это не так, даже если мы говорим о взрослом человеке.

Если родитель отказывается от идеи воспитания — то в каком-то смысле можно сказать, что он отдает кому-то другому право на формирование ценностей и мировоззрения у собственного ребенка.
И этот кто-то другой не обязательно человек, это может быть социальная система, идеология, носитель иных ценностей.

В быту, мы можем это хорошо наблюдать, когда ребенок может «нахвататься» с улицы или в интернете чего-то «дурного». Это так работает. Любой ребенок познает мир, познание жизни требует «мировоззренческой» пищи. Чем напитается ребенок — это задача родителей. Конечно, родители не могут оградить своих детей от всех бед (угроз среды), это и невозможно. Но важным в процессе воспитания является то, какой выбор сделает ребенок, когда столкнется с данными угрозами (информацией, смыслами, предложениями различного рода).

Воспитание — целенаправленный процесс, который нацелен на формирование правильного выбора у ребенка в ситуации, когда нет рядом взрослого. Когда ребенку предлагают сигарету, алкоголь, соврать, поучаствовать в булинге (список можно продолжить). Когда ребенок выбирает ленится, вместо труда, «залипать» в смартфоне вместо «залипнуть» в учебниках — как правило, там нет рядом взрослых. Все это некие диллемы перед которыми стоит ребенок. И он делает свои выборы.
Но то, какие выборы он делает зависит от родительского труда.

И когда я слышу: не нужно воспитывать детей, зачем это делать, я всегда задаю вопрос таким людям, а кого вы хотите получить на выходе? (человека с какими качествами и навыками?)

Что касается навыков. Недавно ко мне на прием приходила женщина, приводила ребенка. В процессе беседы выяснилось, что у нее в голове «живет» такая идея: зачем ребенка напрягать, создавать ему трудности, он повзрослеет — всему научиться сам, «жизнь научит». Расхожая фраза что нас «учит жизнь» вполне соответствует нашей культуре. Допускаю, что в некоторых ситуациях это так.

Однако, если мы говорим про формирование навыков, то идея «потом научится» — здесь не всегда работает. Навык не может сформироваться сам по себе на пустом месте. Формирование навыка — это сложный процесс, который базируется не только на поведенческих стратегиях человека, его качествах, но и на развитии его базовых психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения, речи). Более того, формирование любого навыка ребенка требует участия родителей (значимых взрослых).

Для примера возьмем младшего школьника. Такие базовые навыки как собрать портфель, самостоятельно вовремя вставать по утрам, собираться в школу, делать уроки, вовремя выходить на кружки могут сформироваться, если родители позволяют и требуют этого от ребенка, а не делают за него. Чтобы ребенок делал уроки, нужно помогать ему себя организовывать. А это целый комплекс мер, начиная от конкретных действий (составить распорядок дня, научить ребенка самостоятельно добывать информацию о ДЗ, а не диктовать ему со своего смартфона и.т.д.), до мировоззренческих (обсуждение с ребенком ценности школьного обучения/труда, его смыслов и мотивов), установление определенных правил и границ, учитывая индивидуальные особенности ребенка и среды в которой он живет.

Не это ли есть воспитание, друзья?

Ребенок развивается неравномерно. И эта неравномерность проявляется в смене периодов развития, которые имеют сложную организацию во времени. Другими словами, год младенчества в плане качественных изменений не равен году в подростковом возрасте. Это все к чему? А к тому, что говоря о неравномерности, есть определенные периоды, которые благоприятны для формирования навыков, развития психических функций. Это все к тому, что в более позднем возрасте «залатывать» пробелы воспитания будет гораздо труднее. И «залатывать» придется не родителям, а самим детям.

Когда мы говорим об элементарных качествах и навыках таких как сбор портфеля, выполнение ДЗ, и.т.д, конечно, повзрослев, человек может это делать, а если взять навыки посложнее: организовать себя на выполнение систематичекого труда, ответственность (выполнение обещаний), принятие решений, навык самообладания, способность справляться с собой в конфликтрых ситуациях, реагирование на неудачи и.т.д. Все это сложное — базируется на том опыте взаимодействия с ребенком, который закладывается нами, родителями. Так это и есть воспитание.

Каждый, конечно, решит сам, воспитывать или нет. Есть во всем этом положительный аспект — дети рано или поздно вырастут. Это закон жизни. Только вопрос: какими?

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой telegram-канал. Мысли, размышления, комментарии относительно жизни, психологии, воспитания детей.

Читать в Telegram