Хочу дать небольшой комментарий по поводу недавнего документа Правительства относительно создания цифровой образовательной среды (ЦОС).

Ссылка на проект данного документа
https://regulation.gov.ru/projects#npa=105396

Сразу после опубликования данного проекта, в родительском сообществе поднялся шум и негодование: оно и понятно — после того безумия, которое творилось после закрытия школ во время пандемии, когда родителей, учителей и детей заставили обучаться дистанционно. Отклик общественности был таков, будто дети и родители проходили все семь кругов ада. Конечно, многие родители возмутились и естественно были против таких инициатив.

На это Министерство образования выпустило комментарий (http://minobr.nso.ru/news/11615), мол, ввод дистанционного обучения в школах не планируется, что все замечательные инициативы были не так поняты, что мы за все хорошее против всего плохого, будем только интернет проводить и компьютеры закупать.

Подобное разъяснение вроде бы успокоило родителей и снизило эмоциональный накал.
Я не поленился и прочитал данный проект постановления, чтобы действительно понять что к чему. Друзья, все очень плохо.

Если говорить простым языком, то данный документ определяет порядок проведения эксперимента по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс для учреждений общего и среднего профессионального образования. Будет создаваться цифровая образовательная среда для внедрения во все школы страны. На первом этапе это 14 регионов, далее по всей стране.

Действительно, чтобы создать такую среду необходимо подготовиться технически. Данное постановление как раз определяет этапы такой подготовки: это закупка компьютеров, проведение высокоскоростного интернета, а также создание сервисов и образовательного контента.

Пандемия показала, что школы и учителя не готовы к дистанту, в силу того, что нет единой среды и единых образовательных стандартов удаленного обучения. В проекте постановления явно указано, что будет создаваться и образовательный контент. Отсюда можно уже сделать предварительный вывод, что при введении данной системы в жизнь будет меняться роль учителя. Учитель станет уже не тем человеком, который вступает с учеником в диалог, задает вопросы, ему отводится уже другая роль — включать экраны и следить, чтобы ученики отсматривали материал.

Какие я вижу сценарии развития?

[1] Дети учатся дистанционно.

Маловероятно, по крайней мере в ближайшее время. Пандемия показала, что школы и учителя не готовы к дистанционному обучению, в силу того, что нет единой среды и единых образовательных стандартов удаленного обучения, да и сами учителя, родители и ученики не имеют навыка такого обучения. Это одна сторона дела.

Второй аспект заключается в том, что самостоятельно ребенок не может учиться, особенно в начальной школе. Ему нужна среда и внешние мотиваторы. В обычной школе такими мотиваторами является сама среда обучения, пространство школы, учитель, детский коллектив. Дома же куча отвлекающих моментов. Только сверх организованные дети могут самостоятельно обучаться. И это точно только старшие классы. Мой сын, участник разных олимпиад при всей самостоятельности и любви к учебе, окончив 9-й класс, сказал: «Было трудно».

В силу этих обстоятельств, многие родители «стояли над душой» своих детей и вместе делали уроки.

Отсюда напрашивается вполне очевидный вывод: чтобы полностью перевести детей на дистант — родителям нужно увольняться с работы и быть в качестве таких мотиваторов и контролеров. Очень трудно и накладно. На это никто не пойдет.

[2] Школа как место для передержки детей

Более вероятно. Не быстро. Цифровые технологии и цифровые системы обучения станут стандартом во многих школах страны. Поскольку предполагается, что ЦОС будет содержать не только магистральные интернет-каналы и технику, но еще и контент, который будет соответствовать образовательным единым стандартам, то обучение будет проводиться следующим образом:

  • уроки в школах детям будут транслировать не через учителя, а через экраны;
  • поскольку стандарт единый, то уроки, материал будет унифицирован для всей страны, что позволяет «оболванивать» детей централизовано и скопом;
  • обычный урок будет превращен в просмотр фильма (мультфильма), другого цифрового материала без рефлексии, диалога, осмысления. Эпоха книги ушла, шелестя бумажными страницами, пришла эпоха медиа, ютуб, клиповость. Эти технологии будут использоваться на все 100%, причем молодежь это воспримет на ура;
  • обучение как развлечение! Не зря в различных образовательных системах, построенных на дистанционной основе, так много геймификации (искусственно созданного игрового элемента) для мотивации учащихся;
  • роль учителя, которая была в доинформационную эпоху уйдет в прошлое: учитель станет куратором в этом процессе. Будет только включать кнопку на экране, следить за дисциплиной. Наподобие куратора онлайн-школы, роль которого следить за прохождением по образовательной траектории и решать технические и организационные вопросы;
  • в период различных локальных эпидемий (грипп), я склонен считать, школы будут также закрывать и временно переводить на полный дистант, как это было с весной 2020 во время COVID-19. Практику такого образовательного безумия примут успешной и она будет взята за норматив.

Неутешительные выводы

[1]

Не нужно быть светилом педагогики, чтобы понять, что при дистанте нет никого образования. Удаленное обучение было предметом исследования различных заинтересованных групп ученых и корпораций, которое показало, что при удаленном самостоятельном обучении доходят до конца только 3% учеников. Качество такого обучения для детей очень низкое.

Обучение как процесс имеет очень сильный личностный компонент. Это диалог учителя и ученика. Невербальные способы познания. Заменяя его на экран или даже обучаясь через экран, мы забираем у детей возможность полноценного познания мира.

[2]

Внедрение ЦОС в масштабах всей страны породит следующие явления:

  • рост частных школ (качественное образование де-факто перестанет быть доступным для всех);
  • постепенный отход государства от задачи образования и передача его частным структурам;
  • появление новой ниши для заработка чиновников (выдача лицензий, появление лицензий на изготовление контента для школ и т.д.);
  • увеличение числа детей, которые переходят на СО (семейное обучение), увеличение нагрузки для родителей;
  • социальное разделение общества по типу образованных и необразованных, но уже в среде общего образования.

Внедрение ЦОС породит повсеместно создание частных школ в сфере общего образования. Данный процесс будет поставлен на поток. Через какое-то время многие хорошие учителя будут уходить в частные школы. Государственные обычные школы останутся местом, где детей только держат и развлекают. Обычная школа становится местом, где дети просто развлекаются под присмотром взрослых, когда родители на работе.

Многие дельцы и богачи озолотятся на такой жиле. И среди них будет много даже не педагогов, а просто тех, кто сможет такой процесс организовать. В конечном итоге, мы придем к ситуации, когда давать престижное образование у нас будут не государственные университеты и школы, а частные, как на западе. Постепенно будет проходить процесс отчуждения нематериальных активов: если раньше привилегией было иметь много разных материальных ценностей, то теперь привилегией станет мышление, способность мыслить, иметь мировоззрение.

Конечно, мне могут сказать, что я излишне сгущаю краски, может быть, но есть один нюанс.
Сейчас очень много родителей, которые еще жили и учились в СССР и те, кто учился в школах в 90х годах. Они имели доступ к обычному среднему образованию без цифровых технологий. Именно эти родители, которые застали шлейф эпохи цивилизации книги, которые против засилья гаджетов для своих детей, естественно будут искать альтернативы для своих детей. И в качестве альтернативы — это отдать ребенка в школу, где хорошие педагоги без дистанта. Это порождает разделение в обществе.

Многие скептики скажут это все не так, этого не будет. Однако, обратите внимание, что стало с медициной. Сейчас медицина де-факто стала платной. И этот процесс происходил постепенно. Сейчас, чтобы получить качественную услугу, приходится обращаться в частную клинику. И у многих людей это не вызывает возражений. Бесплатное качественное образование — это последний оплот завоеваний СССР для обычных людей.

Я об этом уже писал заметку (https://t.me/peter_zarubin/18), что массовый перевод на дистант создаст условия для разделения общества. Обычное образование с живым учителем в классе — будет привилегией для богатых, для бедных — дистант и экраны.

[3]

Главный вопрос, кому выгодно? Очевидно, что главным выгодополучателем данного процесса становятся масса структур:

  • чиновники-администраторы, которые хотят сделать на образовании бизнес и их структуры;
  • организаторы частных школ;
  • ведущие IT компании (разработка программ, контента, цифровых систем);
  • крупные корпорации, которые торгуют телекоммуникационным оборудованием и компьютерами;
  • банковские структуры (будут выдавать кредиты на образование). Де-факто, это уже происходит, когда мат.капитал рассматривается как возможность погасить расходы на образование детей.

Друзья, не находите странность, что в этом списке нет наших детей?

Что делать исходя из всего этого? Это очень сложный вопрос. Но важно одно, что для родителей, у которых сейчас ребенку год или два, уже пора задумываться об образовании ребенка. Свою роль я вижу в том, чтобы информировать родителей обо всем этом, может быть мы сможем этому как-то помешать?

P/S
Друзья! Проявляйте активность, делайте репосты: пусть больше людей будет в курсе и обсуждает данный закон. Благодаря нашей активности может быть мы сможем что-то изменить.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой telegram-канал. Мысли, размышления, комментарии относительно жизни, психологии, воспитания детей.

Читать в Telegram